Людвиг Минкус

Дон Кихот (6+) 

балет в 3-х действиях

Либретто Мариуса Петипа 

Премьера состоялась 2 декабря 2004 года

Четыреста лет живет роман «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, рассказывающий о наивном мечтателе-фантазере, странствующем в напрасных поисках справедливости и борющемся за нее.

Сто тридцать пять лет украшает русскую сцену балет «Дон Кихот», рожденный талантом Людвига Минкуса и блестящего хореографа Мариуса Петипа. Идея создания балета, сюжетно пересекающегося с романом М. Сервантеса, принадлежит М. Петипа. В XVIII веке во многих театрах Европы уже шли балетные спектакли различных композиторов с таким же названием. Обычно в них использовались сюжеты вставных новелл романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Петипа также обратился к вставному сюжету XX и XXI глав второго тома литературного произведения. Музыка балета была написана в очень короткие сроки, и в декабре 1869 года в Большом театре состоялась премьера. Два года спустя Петипа создал новую сценическую редакцию, с успехом прошедшую на сцене Мариинского театра Петербурга. Балет «Дон Кихот» прочно вошел в репертуар русского балетного театра. Среди исполнительниц партии главной героини Китри целая плеяда русских балерин: В. Кригер, В. Трефилова, А. Вергина, Л. Гейтен, Л. Рославлева, М. Ксешинская, А. Павлова, Е. Гельцер, Т. Карсавина, О. Лепешинская, М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова.

«Дон Кихот» – одно из лучших творений Петипа. Много странствовавший по городам Испании, проникшийся духом и традициями фольклора этой страны, хореограф сумел воплотить на сцене все его богатство и разнообразие. Это не использование подлинно народных танцев, а воплощение национального колорита, переданного отдельными позами и жестами. В свое время Сервантес писал об испанских плясках: «Казалось, в них носится сама Радость и скачет само Веселье». Великий мастер сумел воплотить на сцене эти радость и веселье, создал яркий праздничный спектакль, сочетающий в себе классический балет и характерный танец. В балете использован принцип дивертисментного чередования вставных номеров, что было распространенным явлением в практике балетных постановок XIX века.

Пролог

Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославлять своё имя. Оруженосцем он назначает преданного ему Санчо Пансу, человека трезвого и к мечтаниям не склонного.


Первое действие

В Барселоне царит праздничное оживление. Дочь трактирщика любезничает с цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, увидев их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет свою дочь выдать замуж за богатого дворянина Гамаша. Цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.

В разгар веселья на площадь приходят Дон Кихот и верный ему Санчо Панса. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это – владелец рыцарского замка и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остаётся на площади. Но когда молодёжь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу.

Странствующий рыцарь принимает Китри за прекрасную Дульцинею, которая являлась ему в мечтах и, которую он избрал «дамой своего сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются её разыскивать.


Второе действие
Первая картина

Китри и Базиль прячутся в таверне. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем, но Базиль, по уговору с Китри, разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с цирюльником. Базиль вскакивает. Ему уже ни к чему притворяться мёртвым.


Вторая картина

На поляне около мельницы раскинулся цыганский табор. Тут же – театр марионеток. Появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Хозяин театра приглашает рыцаря смотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забывая, что это театр, бросается на сцену, чтобы с оружием в руках защитить обиженных и угнетённых. Он ломает подмостки, расшвыривает кукол, а мельницы принимает за злых волшебников, которых он, Дон Кихот, должен победить. Но, зацепившись за мельничное крыло, он поднимается в воздух и, конечно, падает на землю.


Третья картина

Израненный Дон Кихот и Санчо Панса в лесу.Дон Кихоту кажется, что лес полон чудищ и великанов. Санчо Панса
укладывает неутомимого мечтателя спать, а сам убегает за помощью. Дон Кихоту снится Дульцинея, окружённая дриадами и феями. Санчо Панса приводит герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь охваченному мечтами Дон Кихоту. Господа приглашают рыцаря к себе в замок.

 

Третье действие

Замок герцога. Всё готово к торжественному приёму Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили отпразновать их свадьбу в своём замке. Дон Кихота и Санчо Пансу просят занять почётные места. Проходит торжественное шествие. Заметив Китри, Дон Кихот вновь видит в ней «даму своих грёз». Но герцог и Санчо Панса убеждают его, что это та самая дочь трактирщика, которой он помог соединиться с возлюбленным Базилем. Праздник продолжается. Все благодарят доблестного рыцаря и его верного оруженосца.

Художественный руководитель
постановки

заслуженный деятель искусств России
Вячеслав КУЩЁВ

 

Постановка

Мариус ПЕТИПА,
Александр ГОРСКИЙ

 

Новая хореографическая редакция      

народный артист России 
Алексей ФАДЕЕЧЕВ

 

Музыкальный руководитель
и дирижёр

заслуженный деятель искусств России
Александр АНИСИМОВ

 

Сценография и костюмы

народный художник России
Вячеслав ОКУНЕВ

 

Художник-модельер

Наталья ЗЕМАЛИНДИНОВА

 

Ассистенты

балетмейстера-постановщика

заслуженная артистка России
Элина ПАЛЬШИНА, 
заслуженный артист России
Герман СИТНИКОВ

 

Репетиторы балета

заслуженная артистка Литовской Республики
Светлана МАСАНЕВА,
заслуженный артист России и Республики Беларусь
Олег КОРЗЕНКОВ,
Андрей МАКСИМОВ, 
Андрей РЯБОВ

 

Дирижёр

Светлана ФИЛЛИПОВИЧ

 

Ответственный концертмейстер

Ольга ГОНЧАРОВА

 

Помощники режиссёра

Галина ГОСТИЩЕВА,
Евануш БАРАГАМЯН

 

Китри

Вита МУЛЮКИНА

Базиль

Иван ВАСИЛЬЕВ (Премьер Михайловского театра)

Дон  Кихот

Степан ОЛЬХОВСКИЙ

Санчо  Панса

Константин УШАКОВ

Гамаш 

Вячеслав КАПУСТИН

Подруги

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА
Алина ГОЛЬТЯПИНА

Уличная танцовщица

Елена ЧУРСИНА

Тореадор

Альберт ЗАГРЕТДИНОВ

Мерседес

Лилия ЛЕДНЁВА

Повелительница

Мари ИТО

Амур

Наталья  ЧЕЗГАНОВА

Болеро

Лилия ЛЕДНЁВА
Альберт ЗАГРЕТДИНОВ

1-я вариация

Татьяна ПАВЛОВА

2-я вариация

Ольга БЫКОВА

Фотогалерея

3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 9.jpg 10.jpg Дон Кихот 2.jpg Дон Кихот 3.jpg Дон Кихот_Мулюкина и Сапрон.jpg