П. И. Чайковский

Лебединое озеро (6+) 

Балет в трёх актах

Хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции К. Сергеева 

Премьера состоялась 18 октября 2013 года

 

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом: написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Но несмотря на это, Чайковский заказ принял. Предложенный композитору сценарий В. Бегичева и В. Гельцера был основан на мотивах народных сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была Чайковскому очень близка: к тому времени уже была написана симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а вслед за «Лебединым озером» была создана «Франческа да Римини».

Прежде чем приступить к работе Чайковский внимательно изучил различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Постановку балета осуществил приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер. Он слыл неважным постановщиком и его балеты неизменно проваливались. Премьера «Лебединого озера», которая состоялась 20 февраля 1873 года, не стала исключением: это знаковое событие для русского балета осталось незамеченным.  Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. К работе над спектаклем были привлечены два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа и Лев Иванов. Сценарий новой постановки балета был разработан Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». 

Акт I
Картина первая 

Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Шут развлекает гостей забавными выходками. Появляется мать Зигфрида - владетельная королева. Предупрежденные о ее приходе, участники торжества пытаются скрыть следы недавней пирушки. Королева снисходительна к веселящимся. Она преподносит сыну подарок - арбалет. 
Темнеет. Гости удаляются. Зигфрид остается один. Высоко в небе летит стая белых лебедей. Принц очарован ими. Взяв арбалет, он устремляется за ними. 

Картина вторая

Озеро, окруженное деревьями. По водной глади плавно скользят горделивые птицы. Выйдя на берег, они превращаются в прекрасных девушек. Это злой волшебник Ротбарт заколдовал их, лишил человеческого обличья. Только ночью они могут быть самими собой. Злые чары разрушит лишь сила верной и беззаветной любви. 
А вот и последний, отставший от других, лебедь. Зигфрид целится в него, натягивает тетеву, и готов вот-вот выпустить смертоносную стрелу. Но птица неожиданно превращается в прекрасную девушку. Это королева лебедей Одетта. 
Зигфрид, плененный красотой Одетты, клянется ей в вечной любви. Смутившись, девушка боится поверить в свое счастье. Но их встреча - единственная надежда избавиться от проклятья колдуна. 
Близится рассвет. Ротбарт, зорко следя за происходящим, мешает влюбленным объясниться. Он властно возвращает Одетту в свой заколдованный мир. 

Акт II 
Картина третья 

Бал в замке владетельной королевы. Сюда приглашены самые знатные красавицы, которые способны составить достойную партию принцу. Но ни одна из невест не привлекает внимание Зигфрида. В его мечтах лишь одна - Одетта. 
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. Размеренное течение смотрин нарушает появление странной пары - это переодетый Рот- барт и его дочь Одиллия, одурманившая принца сходством с Одеттой. Обманутый Зигфрид клянется ей в вечной любви, не подозревая, что перед ним уже другая девушка. Клятва Одетте нарушена, злые чары сохранены. За окном возникает видение мятущейся возлюбленной. Принц, обнаруживая обман, прозревает. В отчаянии он устремляется к озеру. 

АКТ III 
Картина четвертая 

На берегу озера грустят девушки - они знают о роковом предательстве принца, о безнадежности своей судьбы. 
Зигфрид молит Одетту о прощении, твердит о неизменности своего чувства. Но Ротбарт окончательно вступает в свои права - теперь девушки останутся во власти его чар навсегда... 
Но Зигфрид не может смириться с таким исходом - он вступает в борьбу с волшебником. И вопреки здравому смыслу побеждает в этой схватке. Силы придает ему пламенная, искрен-няя любовь. Злые чары развеяны, власть Ротбарта рухнула. 
Восходящее солнце озаряет влюбленных - Зигфрида и спасенную им Одетту.

Художественный руководитель постановки

заслуженный деятель искусств России

Вячеслав Кущёв

Балетмейстер-постановщик

народная артистка СССР

Габриэла Комлева

Дирижер-постановщик

заслуженный артист России

Андрей Аниханов

Художник-постановщик

народный художник России

Вячеслав Окунев

Художник по костюмам

Наталья Земалиндинова

Художник по свету

Ирина Вторникова

Дирижер

Михаил Пабузин

Ассистенты балетмейстера-постановщика

Ангелина Александрова, Наталья Ралдугина

Репетиторы балета

Ангелина Александрова, Равиль Багаутдинов,

заслуженная артистка России Ольга Вторушина, Наталья Ралдугина

Ответственные концертмейстеры

Алла Карпова, Ольга Шишенгина

Концертмейстер

Ольга Гончарова

Ассистент балетмейстера

Светлана Полипова

Одетта\ Одиллия 

 Ольга Быкова                                

Зигфрид

 Анатолий Устимов                                   

Ротбарт

 Павел Дранов  

Шут

 Владислав Руденко

Королева

 Ольга Буринчик

Наставник

 Денис Козлов 

Па-де-труа

Наталья Емельянова,
Вита Мулюкина,
Денис Сапрон

Танцы:

 

Неаполитанский 

Елизавета Мислер,
Константин Ушаков

Венгерский 

Лилия Леднева,
Вячеслав Капустин (1-выст.)

Испанский 

Альберт Загретдинов,
Денис Сапрон, 
Елена Зубрилина,
Наталья Щербина (1-выст.)

2-ка

Юлия Вяхирева,
Елизавета Мислер

Фотогалерея

IMG_0704.JPG IMG_0647.JPG DSCN4563.JPG IMG_5340.jpg IMG_9779.jpg IMG_9836.jpg IMG_0908.JPG Лебединое озеро 1.JPG